В первой трети XIX века на восточной окраине села Измайлово у Стеклянного ручья было заложено суконное производство. С 1838 года его владельцем значится московский купец Аким Евдокимович Евдокимов.
Изначально фабрика состояла из деревянных производственных строений и жилых домов-спален для рабочих, но в 1847 году на территории был возведен кирпичный корпус. Ручей был запружен, с запада от фабрики образовался водоем, необходимый для технологического процесса.
В 1851 году А.Е. Евдокимов передал управление фабрикой английскому подданному Ричарду (Родиону) Гиллю (ок. 1828 — ок. 1899). Спустя пять лет Р. Гилль полностью выкупил предприятие, а в 1861 году совместно с Э. Мейером и Л. Преном учредил «Товарищество Измайловской бумагопрядильной мануфактуры» и стал ее директором.
В 1864 году к старому кирпичному зданию пристроили новый прядильный корпус, а в 1878 году появился ткацкий корпус. Постройки Р. Гилля с искажениями, но все же дошли до наших дней. По ним можно составить представление о промышленной архитектуре середины ХIХ века.
Характерная черта промышленной архитектуры состоит в том, что она устроена по своим законам. Роль эстетики в ней сведена к минимуму, а главными формообразующими факторами становятся требования технологии и конструктивной целесообразности.
Так и корпуса Измайловской мануфактуры, изрядно потрепанные временем, искаженные перестройками, покрытые неуместной желтоватой краской, тем не менее сильны своей ясной тектоникой, откровенной материальностью, простотой форм. Неслучайно спустя некоторое время архитекторы-модернисты многое позаимствуют из прома, вспомним фразу Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».
В архитектуре производственных зданий ХIХ века преобладал так называемый кирпичный стиль — явление, порожденное соображениями утилитарности. Для него характерны фасады из неоштукатуренного кирпича с монотонными рядами окон, асимметричные силуэты зданий с высокими дымовыми трубами и башнями котельных. К этому времени сложилась и рациональная конструктивная система: промышленные здания строили с несущими наружными стенами и внутренним металлическим каркасом. На тонкие чугунные колонны каркаса опирали чугунные (позже стальные) балки, между которыми по кружалам выкладывали лучковые своды толщиной в один кирпич.
Сохранившиеся здания Измайловской мануфактуры ХIX века — образец описанного выше «кирпичного стиля». Если же оказаться внутри, то можно увидеть и прекрасно сохранившиеся чугунные колонны с капителями, и кирпичные лучковые своды. Сегодня по сравнению с массивными железобетонными каркасами конструкции дореволюционного прома кажутся изящными.
В начале ХХ века текстильная промышленность в России стала ведущей отраслью. Росло производство и в Измайлове. Согласно Списку фабрик и заводов Российской империи, составленному в 1907–1909 годах, на Измайловской мануфактуре трудились свыше тысячи двухсот человек.
В 1911 году на фабричной территории возвели новое железобетонное здание, отличавшееся от других построек. Оно знаменует собой новый стиль — модерн, функциональность, технологичность и конструктивность которого изначально были присущи промышленной архитектуре. В строгом фасаде цеха Измайловской мануфактуры 1911 года без труда угадывается стилистика модерна, особенно если вместо советских стеклоблоков представить витражное остекление. Витражи, как и многое другое, конечно, не сохранились. Но в некоторых местах еще можно разглядеть лаконичный декор, а на аттике видны цифры года постройки здания и аббревиатура «Т.И.М» — Товарищество Измайловской мануфактуры. Это единственное здание в Измайлове, построенное в стиле модерн.
После Октябрьского переворота Измайловская мануфактура была национализирована. Производство остановилось и было запущено снова в 1925 году. Предприятие стало называться Измайловской прядильно-ткацкой фабрикой.
В 1950–1970-е годы на фабрике было полностью заменено технологическое оборудование и построены два новых производственных корпуса.
В 1993 году фабрике вернули историческое название, но на долю самого старого из сохранившихся измайловских производств выпали новые испытания. В настоящее время производство остановлено. Площади Измайловской мануфактуры сдаются в аренду. Над историческими корпусами нависла угроза уничтожения.